ЭЛКОД: КС РФ разъяснил, когда может быть заключен срочный трудовой договор для выполнения заведомо определенной работы

КС РФ разъяснил, когда может быть заключен срочный трудовой договор для выполнения заведомо определенной работы

Риски: срок действия гражданско-правовых договоров работодателя о выполнении работ или оказании услуг с третьими лицами не может служить основанием для заключения с работником срочного трудового договора для выполнения этих работ (оказания услуг).

В Постановлении от 19.05.2020 N 25-П КС РФ рассмотрел дело о проверке конституционности абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ, согласно которому срочный трудовой договор заключается с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.

Работодатель на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ  расторг с гражданином срочный трудовой договор, который ранее ежегодно перезаключался между сторонами на новый срок (один год). Работник обратился в суд с требованием о восстановлении на работе и признании трудового договора бессрочным.

Однако суды встали на сторону работодателя и отказались признать трудовые отношения постоянными. В качестве обоснования данной позиции суды указывали, что ежегодное заключение с работником срочного трудового договора было обусловлено тем, что выполняемая работа была ограничена сроком действия гражданско-правового договора об оказании услуг, заключенного между работодателем и заказчиком услуг.

Работник обратился в КС РФ с целью признания абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ не соответствующим Конституции РФ, поскольку данная норма позволяет работодателю многократно заключать с работниками срочные трудовые договоры на выполнение одной и той же работы в целях обеспечения исполнения своих обязательств по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг.

КС РФ, рассматривая данное дело, указал, что:

– увязывание срока трудового договора со сроком действия заключенного работодателем с третьим лицом гражданско-правового договора возмездного оказания услуг означает, что работник должен разделять с работодателем риски в его экономической деятельности, а это приводит к искажению существа трудовых отношений и нарушению баланса конституционных прав и свобод работника и работодателя;

– заключение срочного трудового договора в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ будет правомерным лишь при условии, что работа, для выполнения которой заключается соответствующий трудовой договор, объективно носит конечный, и в этом смысле срочный, характер, что в свою очередь исключает возможность продолжения трудовых отношений между сторонами данного договора после завершения указанной работы.

Вместе с тем КС РФ признал абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ не противоречащим Конституции РФ и определил конституционно-правовой смысл указанной нормы, который является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике:

абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ не предполагает заключения с работником срочного трудового договора в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.

Иными словами, из ограниченного срока действия договоров оказания услуг, заключенных работодателем с заказчиками услуг, не вытекает срочный характер работы сотрудников, участвующих в предоставлении таких услуг.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»