Банк обязан проверять операции своих клиентов на признаки мошенничества, включая совершение переводов, которые они делают под влиянием злоумышленников (ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
Признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента утверждены Приказом Банка России от 27.06.2024 N ОД-1027. Определены 6 признаков мошеннических операций. При выявлении операции, соответствующей хотя бы одному из них, банк обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в совершении операции (для операций с использованием платежных карт, переводов электронных денежных средств или переводов с использованием СБП).
С 1 января 2026 года начинает применяться новый перечень признаков подозрительных переводов, утв. Приказом Банка России от 05.11.2025 N ОД-2506. Соответственно, прежний с этой даты утрачивает силу.
Перечень расширен с 6 до 12 признаков подозрительных операций, среди которых:
- переводы более 200 тыс. рублей, которые клиент сначала переводит самому себе по СБП из другого банка, а потом эти же средства пытается отправить другому человеку. Операция будет считаться подозрительной лишь при наличии дополнительного фактора – в течение 24 часов человек, переведший сам себе деньги по СБП, пытается сделать перевод другому лицу, которому за последние 6 месяцев денег не переводил;
- наличие информации о смене номера телефона в личном кабинете банка или в личном кабинете физического лица на Портале госуслуг, осуществленной в течение 48 часов до момента перевода;
- телефонные переговоры не соответствующие характеру (периодичности, продолжительности) обычно совершаемых клиентом телефонных переговоров до или во время осуществления переводов денежных средств;
- нетипичное получение сообщений, в том числе в мессенджерах и (или) по электронной почте, в частности СМС (увеличение количества получаемых сообщений, в том числе от Портала госуслуг или банков, с новых абонентских номеров или от новых адресатов);
- нетипичные для клиента параметры в сессии дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя, использование инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных);
- наличие запроса на внесение наличных денежных средств на банковский счет клиента - физического лица с применением цифровой платежной карты с использованием банкомата в течение 24 часов с момента трансграничного перевода денежных средств по распоряжению указанного клиента - физического лица в пользу получателей - физических лиц на сумму более 100 тысяч рублей.
Также перечень дополнен новыми позициями в отношении переводов цифровых рублей.
На заметку: в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 13.08.2025 сообщается, что Банк России формирует базу данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента (База ЦБ РФ) на основе сведений банков и МВД России, и доводит ее до всех кредитных организаций. Банки приостанавливают использование банковской карты, онлайн-банкинга, других электронных средств платежа, если сведения о клиенте и его банковских реквизитах попали в Базу ЦБ на период нахождения соответствующих сведений в этой базе. Для исключения сведений из Базы ЦБ РФ гражданин вправе подать соответствующее заявление в Банк России напрямую или через обслуживающую кредитную организацию.
Читайте подробнее