ЭЛКОД: Упрощенный порядок обжалования действий налоговых органов: как и на что можно жаловаться

Упрощенный порядок обжалования действий налоговых органов: как и на что можно жаловаться

Возможности: жалобу для рассмотрения в упрощенном порядке можно подать на любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц (кроме решений, принятых в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ). Риски: для применения упрощенного порядка жалоба должна быть направлена по ТКС или через ЛК налогоплательщика с указанием на применение упрощенного порядка рассмотрения.

С 1 января 2025 года применяется новый порядок рассмотрения жалоб на действия налоговых органов, основанный на ст. 140.1 НК РФ. В частности, жалоба в упрощенном порядке рассматривается налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц обжалуются. Срок рассмотрения жалобы – 7 дней со дня ее получения. Этот механизм предназначен для оперативного рассмотрения жалоб на ненормативные правовые акты, а также на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, за исключением решений, принятых по ст. 101 и 101.4 НК РФ.

В целях эффективного применения нового порядка упрощенного рассмотрения жалоб, ФНС напоминает - в какой ситуации и каким способом можно направить жалобу в упрощенном порядке (Вопрос: Жалоба на какие действия/бездействие или ненормативные правовые акты налогового органа может быть подана для рассмотрения в упрощенном порядке? ("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2025), Вопрос: Как подать жалобу в упрощенном порядке? ("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2025)).

Какие акты можно обжаловать в упрощенном порядке

ФНС напоминает, что жалобу для рассмотрения в упрощенном порядке можно подать на любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц (кроме решений, принятых в соответствии со ст. 101 и 101.4 НК РФ). В таком порядке, в том числе, могут быть обжалованы:

  • требования налогового органа о предоставлении документов, информации или пояснений;
  • вызов лица на допрос в качестве свидетеля;
  • отказ налогового органа в принятии налоговой декларации или расчета;
  • приостановление операций по банковским счетам и переводов электронных денежных средств;
  • отказ в исполнении заявления о распоряжении средствами ЕНС (включая зачет или возврат);
  • бездействие налогового органа, связанное с зачетом или возвратом денежных средств;
  • требования налогового органа об уплате задолженности;
  • решения налогового органа о взыскании задолженности:
  • отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов;
  • вопросы, связанные с формированием сальдо ЕНС из-за неучета или неверного учета налоговой декларации, судебного акта или денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП.

Как подать жалобу в упрощенном порядке

Подача жалобы в упрощенном порядке возможна исключительно в электронной форме. Налогоплательщики – физлица могут воспользоваться своим личным кабинетом на сайте ФНС, а ИП – личным кабинетом налогоплательщика ИП. Также подача осуществляется через системы ЭДО по утвержденной утвержденным форме и формату (КНД 1110121).

При заполнении формы жалобы для рассмотрения в упрощенном порядке нужно указать на необходимость ее рассмотрения в упрощенном порядке.

На заметку: подробнее про правила подачи жалобы в упрощенном порядке рассказано в Статье: Как пожаловаться на ИФНС в упрощенном порядке: памятка бухгалтеру в СПС КонсультантПлюс.

Как уверенно взаимодействовать с налоговыми органами и защитить интересы своего бизнеса, узнаете на семинаре «Камеральные и выездные налоговые проверки: правила и реальность» 3 октября 2025 года.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека