ЭЛКОД: Есть ли особенности для рабочих мест с опасными условиями труда, где работнику положен досрочный выход на пенсию?

Какие установлены особенностям проведения спецоценки на рабочих местах? Каковы последствия её не проведения, гарантии и компенсации сотрудникам. Есть ли особенности для рабочих мест с опасными условиями труда, где работнику положен досрочный выход на пенсию?

Каждый работодатель обязан пройти специальную оценку условий труда (СОУТ) на всех рабочих местах, кроме вакантных и дистанционных. Проводит СОУТ специализированная организация из реестра Минтруда. Порядок проведения спецоценки можно закрепить в ЛНА, например в положении о СОУТ (ст. ст. 3, 21 Закона о спецоценке, Письмо Минтруда от 01.09.2017 N 15-1/ООГ-2445).

Утвердите график проведения СОУТ и назначьте комиссию по ее проведению - в ней должно быть нечетное количество человек, минимум три, один из которых - ответственный за охрану труда (ст. 9 Закона).

Комиссия составляет перечень рабочих мест, подлежащих оценке, и определяет аналогичные рабочие места, которые проверяют выборочно. Каждому рабочему месту присваивают индивидуальный номер, содержащий от 1 до 8 знаков, аналогичные места нумеруют с добавлением буквы "А". Этот номер используют и для всех последующих СОУТ (ст. ст. 16, 18 Закона, Письмо Минтруда от 08.08.2017 N 15-1/ООГ-2214).

Эксперты специализированной организации проведут СОУТ и составят отчет. Члены вашей комиссии должны его подписать, а председатель - утвердить. Специализированная организация передаст сведения о спецоценке в ФГИС СОУТ и уведомит вас об этом. Издавать приказ о завершении спецоценки не обязательно, но в нем удобно прописать, что надо сделать по ее результатам (ст. ст. 7, 18 Закона).

Результаты СОУТ можно применять со дня внесения сведений во ФГИС СОУТ. По результатам СОУТ определяют, в частности, надо ли платить взносы по доптарифам, предоставлять гарантии и компенсации за вредность (ст. 7 Закона).

 

Особенности проведения СОУТ на рабочих местах с опасными условиями труда, где работнику положен досрочный выход на пенсию:

Идентификация вредных и/или опасных факторов: При проведении СОУТ на таких рабочих местах особое внимание уделяется идентификации факторов, которые могут привести к профессиональным заболеваниям или ухудшению здоровья, а также к праву на досрочное назначение пенсии.

Классификация условий труда: По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и/или опасных производственных факторов устанавливается класс (подкласс) условий труда. Для досрочного выхода на пенсию, как правило, требуется наличие вредных (класс 3) или опасных (класс 4) условий труда.

Списки работ, производств, профессий, должностей: Важно учитывать, что профессии, должности и специальности, дающие право на досрочное назначение пенсии, перечислены в соответствующих списках, утвержденных Правительством РФ. Даже если по результатам СОУТ условия труда на таком рабочем месте признаны допустимыми (класс 2), но должность включена в указанные списки, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не подается (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

 

Последствия непроведения СОУТ:

Штрафы: Работодатель, не проведший СОУТ, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа (абз. 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Невозможность предоставления гарантий и компенсаций: Без результатов СОУТ работодатель не может правомерно предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда, а также исчислять льготный стаж для досрочного выхода на пенсию. До проведения СОУТ работодатель не должен включать в трудовой договор и предоставлять работнику какие-либо гарантии и компенсации, связанные с работой во вредных условиях труда.

Работник, не согласный с результатами СОУТ, вправе обжаловать их в государственной инспекции труда или в суде. В случае признания результатов неверными, работодатель обязан произвести перерасчет (ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

 

 

Обоснование

Какая ответственность предусмотрена за нарушение норм о специальной оценке условий труда

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда (СОУТ) (абз. 13 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).

За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, нарушением порядка проведения СУОТ следует признавать невыполнение работодателем обязанностей, а также установленных в соответствии с Законом N 426-ФЗ требований к последовательно реализуемым в рамках СУОТ процедурам, в частности (Постановление от 23.12.2021 N 45):

1) несоблюдение срока проведения спецоценки;

2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;

3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;

4) проведение спецоценки:

- без привлечения специализированной организации;

- без формирования комиссии по ее проведению;

- не на всех рабочих местах.

тметим, что к ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки или ее непроведение может быть привлечена как сама организация, так и ее должностные лица, в частности руководитель. Однако организация не подлежит административной ответственности за правонарушение, за которое привлечено к ответственности ее должностное лицо, при условии, что организация приняла все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 4 ст. 2.1 КоАП РФ). Учтите, что согласно позиции Минтруда России специалист по охране труда к числу должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, не относится (Письмо от 29.12.2016 N 15-2/ООГ-4698).

Виды и размер наказания за непроведение спецоценки условий труда и нарушение порядка ее проведения (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид наказания

В отношении кого применяется

Размер наказания (срок ограничения)

Норма

Предупреждение <*>

Организация (юридическое лицо)

-

Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Должностное лицо организации

Индивидуальный предприниматель

Штраф

Организация (юридическое лицо) (без учета СОНКО и малых предприятий) <***>

От 60 000 до 80 000 руб.

Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Должностное лицо организации

От 5 000 до 10 000 руб.

Индивидуальный предприниматель

Штраф при повторном нарушении

Организация (юридическое лицо) (без учета СОНКО и малых предприятий) <***>

От 100 000 до 200 000 руб.

Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Должностное лицо организации

От 30 000 до 40 000 руб.

Индивидуальный предприниматель

Приостановление деятельности при повторном нарушении <**>

Организация (юридическое лицо)

До 90 суток

Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

Дисквалификация при повторном нарушении

Должностное лицо организации

От одного года до трех лет

Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

--------------------------------

<*> Этот вид ответственности применяется, в частности, если административное правонарушение совершено впервые и при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

<**> Этот вид ответственности применяется, в частности, если существует угроза жизни и здоровью людей (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

<***> Особенности назначения административных штрафов СОНКО и малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, установлены ст. 4.1.2 КоАП РФ. Например, при назначении штрафа по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ указанным работодателям, включенным на момент совершения правонарушения в соответствующие реестры, определят как для ИП (ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ).

Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда
 

Из открытых источников:

Просьба разъяснить вопрос по оформлению декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по рабочим местам, включенным в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости и рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при этом по результатам специальной оценки условий труда гарантии и компенсации не предусмотрены.

1. Имеет ли право работодатель подать декларацию соответствия в отношении рабочих мест, на которых установлены оптимальные или допустимые условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, но эти должности/профессии, включены в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (например, лица, осуществляющие педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста, или медицинский персонал в частных поликлиниках)?

2. Имеет ли право работодатель подать декларацию соответствия в отношении рабочих мест, на которых установлены оптимальные или допустимые условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, но эти должности/профессии, включены в Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (по предоставлению гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день) (например, пекарь, или водитель грузового автомобиля, или? Или такие рабочие места подлежат проведению специальной оценки условий труда со сроком не реже 1 раза в 5 лет?

1, 2. Если условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда были признаны допустимыми, но данные должности включены в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, то подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не нужно.

За дополнительными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Правовое обоснование:

Согласно п. 2 Приложения N 2 к Приказу Минтруда России от 17.06.2021 N 406н декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к Приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Приложения N 2 декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно ст. 14 Закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 указанного Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 10 вышеуказанного 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", вопрос N 225342 от 7 июля 2025 г.

 

 

Ввиду не корректно проведённой аттестации рабочего места, у работников сняли доплату за вредность, убрали дни к отпуску. Как можно провести актуальную аттестацию рабочего места? И можно ли получить компенсацию за ранее отработанные годы по фиктивной аттестации рабочего места и незаконным снятием вредности соответственно?

Если работник не согласен с результатами проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ), то он вправе обжаловать их, обратившись в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.

Если результаты СОУТ будут признаны неверными, то работодатель обязан будет сделать перерасчет.

Правовое обоснование:

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан ознакомить работника под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ с результатами СОУТ на рабочем месте.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- судебная защита.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).

Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2023 г.

 

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека