Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ утвердил меры по противодействию мошенничеству, совершаемому в Интернете, и телефонному мошенничеству, которые вступают в силу в различные даты. Подробнее об утвержденных мерах рассказано в обзоре «Подписан федеральный закон против телефонных и интернет-мошенников» на нашем сайте.
В Информации от 30.05.2025 Минцифры напоминает о мерах борьбы с мошенниками, которые вступили в силу с 1 июня 2025 года.
1. СМС от Портала госуслуг придет на телефон только после окончания телефонного звонка.
2. Снять самозапрет на кредит на Портале госуслуг можно только с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Оформить УКЭП можно бесплатно в приложении «Госключ», подтвердив личность с помощью загранпаспорта, по биометрии либо очно в МФЦ или банке. Также можно создать сертификат на токене в удостоверяющих центрах.
3. Банки и госорганы могут звонить только по телефону или в российских мессенджерах. Если звонок от банка или госоргана поступает через иностранный мессенджер или соцсеть, например Telegram, значит, звонят мошенники. Не могут использовать иностранные мессенджеры:
- государственные и муниципальные органы;
- банки и другие финансовые организации;
- операторы связи;
- маркетплейсы;
- соцсети, сайты и приложения на русском языке с аудиторией более 500 000 пользователей в сутки;
- госкомпании и компании с более чем 50-процентным госучастием.
При этом у перечисленных организаций может быть канал или страница в иностранном мессенджере или соцсети. В нем они могут информировать граждан о своих продуктах. Но использовать их для личного общения с клиентами запрещено.
На заметку: при столкновении с мошенническими действиями гражданин может подать заявление о мошенничестве. Алгоритм действий по подаче заявления представлен в ответе на Вопрос: Как подать заявление о мошенничестве? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025).
Читайте подробнее