Можно ли использовать сокращения и аббревиатуры в наименовании должностей

Возможности: для заключения трудового договора наименование должности – обязательное условие, при этом ограничений в написании должности не установлено. Штатное расписание – это ЛНА работодателя, и написание должностей в нем он также определяет сам, за исключением случаев, когда для должности законодательно установлены льготы, компенсации или ограничения. Риски: при внесении записей в трудовую книжку сокращения запрещены.

В Консультации от 16.12.2025 эксперт Минтруда дает пояснения о возможности использования сокращений и аббревиатур в наименовании должностей в различных кадровых документах.

Трудовой договор

Трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, конкретный вид поручаемой работы) – одно из обязательных условий трудового договора. При этом ТК РФ регламентирует именно содержание трудового договора, не устанавливая правил написания наименования должности.

Штатное расписание

Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками. Порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен.

Наименования должностей работодатель определяет самостоятельно, за исключением случаев, когда по должности законодательно установлены льготы, компенсации или ограничения. Тогда наименование должности должно соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам, и в них наименования должностей (профессий, специальностей) указаны без сокращений и аббревиатур.

За нарушение данного требования работодателя могут привлечь к ответственности по части 4 ст. 5.27 КоАП РФ, а за его повторное совершение – по части 5 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, у работника, в отношении которого оно допущено, могут возникнуть проблемы при получении льгот и компенсаций.

Трудовая книжка

Порядок ведения трудовой книжки утвержден Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее – Порядок). Сведения о выполняемой работе, в том числе должность, заполняются на основании приказа или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу, и должны точно соответствовать тексту приказа. Записи рекомендуется производить без каких-либо сокращений (абз. 2 п. 3 Порядка).

Таким образом, Порядок устанавливает прямой запрет на какие-либо сокращения при внесении записей в трудовую книжку.

На заметку: не следует использовать в трудовой книжке в названии должностей иностранные слова и иностранные аббревиатуры, об этом предупреждает эксперт сайта «Онлайнинспекция.РФ» в Консультации от 28.11.2024, это может послужить основанием для привлечения к административной ответственности.

Как оформить переименование должности, рассказано в Типовой ситуации СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Еще по этой теме