ЭЛКОД: Правительство РФ определило правила направления документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде с 1 июля 2025 года

Правительство РФ определило правила направления документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде с 1 июля 2025 года

Возможности: подача документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде ускоряет процесс рассмотрения дел, снижает сроки доставки и обработки документов, сокращает расходы сторон, также фиксация в системе даты и времени направления документов упрощает доказывание факта получения процессуальных бумаг. Риски: технические сбои могут привести к неполучению важных документов и пропуску процессуальных сроков, кроме того документ может быть признан неполученным, если он не читается, содержит не все страницы или отсутствуют документы, подтверждающие полномочия представителя.

Федеральные законы от 07.04.2025 N 59-ФЗ и N 60-ФЗ с 1 июля 2025 года закрепили механизм направления процессуальных документов в электронном виде в рамках производства по делу об административном правонарушении. Подробнее об этом читайте в Обзоре: "Участвовать в возбуждении и рассмотрении дел по КоАП РФ будет проще - закон опубликован" (КонсультантПлюс, 2025).

Для реализации указанного механизма Постановлением Правительства РФ от 30.06.2025 N 980 определен порядок подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде и требования к их формату.

Установлено, что документы могут подаваться через Портал госуслуг, личные кабинеты юридических лиц и ИП на официальных сайтах государственных органов, а также через системы электронного документооборота с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом определено, что электронная подача документов возможна только при наличии технической возможности у лица и органа власти.

Согласие на получение документов в электронном виде дается через регистрацию в личном кабинете или на Портале госуслуг. При подаче несколькими способами орган власти выбирает наиболее подходящий с учетом своей технической возможности. Также предусмотрена возможность отказа от получения документов в электронном виде посредством Портала госуслуг, а также отзыва согласия на получение постановлений исключительно в личный кабинет на Портале госуслуг.

Технические требования к подаче документов в электронном виде:

  • Каждый документ – это отдельный файл, доступный для прочтения, без защиты от копирования, без интерактивных элементов и скриптов.
  • Должны сохраняться все реквизиты и признаки подлинности в виде подписи, печати и углового штампа бланка, если они есть.
  • Электронные образы должны быть сканированы в масштабе 1:1, качеством не менее 200–300 на дюйм.
  • Электронные образы документов подаются в формате: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF, а электронные документы - только в формате PDF.
  • Текстовые приложения могут иметь форматы: PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX и ODT - для текстов; PDF, JPEG (JPG), PNG и TIFF - для графики.
  • Вид электронной подписи, которой подписывается документ, устанавливается КоАП РФ.

Определено, что под документом в электронном виде понимается электронный документ или электронный образ документа, а под электронным образом документа - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования или фотографирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в установленном порядке электронной подписью.

Лицо считается получившим документ в электронном виде в случаях и в сроки, установленные ч. 6 и 7 ст. 24.9 КоАП РФ. Орган, должностное лицо считаются получившими документ в электронном виде с момента его поступления в информационную систему органа исполнительной власти.

Документ в электронном виде не считается полученным, если лицом, органом, должностным лицом, которым он был направлен, было отправлено соответствующее извещение о хотя бы одном из следующих недостатков в документе:

- текст документа не поддается прочтению;

- документ содержит не все страницы;

- к документу не приложены указанные в приложении к нему документы и иные материалы;

- к документу, направленному защитником, представителем, законным представителем, не приложены документы, удостоверяющие его полномочия.

В случае получения извещения о таких недостатках лицо, орган, должностное лицо, направившие документ в течение одного рабочего дня повторно изготавливают (при необходимости) и направляют исправленный документ.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2025 N 980 вступило в силу с 1 июля 2025 года, с этой же даты признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 947.

На заметку: разобраться в новых правилах направления документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде можно также с помощью Обзора: "Подача и получение документов в электронном виде по КоАП РФ: утверждены подзаконные правила" (КонсультантПлюс, 2025).

О том, как представить свои объяснения и замечания по административному делу читайте в Готовом решении: Как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может представить свои объяснения и замечания (КонсультантПлюс, 2025).

Отслеживать интересующие изменения помогут материалы СПС КонсультантПлюс:

- Последние изменения: Обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции,

- Последние изменения: Участие в деле о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе,

- Последние изменения: Оспаривание в судебном порядке ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов (должностных лиц), осуществляющих публичные полномочия.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека