ЭЛКОД: Прием на работу бывших госслужащих: какие риски могут возникнуть у работодателя и как их минимизировать

Прием на работу бывших госслужащих: какие риски могут возникнуть у работодателя и как их минимизировать

Риски: если работодатель не уведомил представителя нанимателя (бывшего работодателя) государственного или муниципального служащего и при этом не предпринял попыток установить наличие или отсутствие факта работы на госслужбе у данного лица, он рискует привлечением к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 500 000 рублей. Возможности: для минимизации рисков работодатель может запросить выписку из СФР о трудовой деятельности соискателя или получить от работника письменное подтверждение факта (или отсутствия факта) работы на госслужбе в последние два года.

ТК РФ и Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» устанавливают обязанность работодателя уведомлять представителя нанимателя бывшего госслужащего о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности госслужбы, перечень которых определяется нормативными актами РФ. Это уведомление должно быть отправлено в десятидневный срок после заключения договора и касается лиц, уволившихся с госслужбы в течение последних двух лет. Порядок такого уведомления детально прописан в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Однако соискатель также обязан сообщить работодателю о своем прошлом опыте работы на госслужбе (ст. 64.1 части 2 ТК РФ, ст. 12 части 2 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

В Консультации от 03.06.2025 эксперт Минтруда рассмотрел вопрос о возможном привлечении к ответственности работодателя за непредставление уведомления, если соискатель – бывший госслужащий при трудоустройстве не предоставил трудовую книжку.

Эксперт отметил: если соискатель не сообщает о своем прошлом опыте работы, а работодатель не располагал и не мог располагать необходимой информацией, он может быть освобожден от ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

При этом в связи с переходом на электронный документооборот и использованием сведений о трудовой деятельности, хранящихся в информационных ресурсах СФР, работник может получить эти сведения через МФЦ, СФР или Портал госуслуг.

Для минимизации рисков ответственности за неисполнение обязанности по уведомлению работодатель может предпринять ряд действий:

– запросить у соискателя выписку из СФР о трудовой деятельности;

– получить от него письменное заявление или расписку об отсутствии опыта работы на госслужбе за последние два года;

– добавить соответствующий вопрос в анкету для соискателей.

На заметку: штраф за неподачу уведомления для малых и микропредприятий  – 50 000–250 000 рублей, для других организаций – 100 000–500 000 рублей, для должностных лиц – 20 000–50 000 рублей (ст. ст. 4.1.2, 19.29 КоАП РФ).

Правильно исполнить обязанность по уведомлению при приеме на работу бывшего госслужащего помогут материалы СПС КонсультантПлюс:

– Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего.

– Форма с комментариями о рисках: Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Форма, защищающая интересы работодателя (образец заполнения).

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»