Вопрос по применению национального режима. В объект закупки включены коммутатор (ОКПД 2: 26.30.11.110) и продление гарантийного обслуживания коммутатора на 36 месяцев (ОКПД 2: 62.03.12.130). ОКПД 2: 62.03.12.130 попадает в Приложение №1 ПП 1875 (№146). Можно ли не устанавливать запрет на "продление гарантийного обслуживания коммутатора"? И как корректно прописать в документации о закупке основания неприменения запрета?
Из анализа разъяснений норм законодательства и практики контрольных органов можем высказать следующее мнение:
Нормой пп. «с» п. 4 ПП РФ N 1875 установлены специальные положения, в соответствии с которыми под программным обеспечением, указанным в позиции 146 приложения N 1 к Постановлению N 1875, понимается как программное обеспечение, так и права на него, возникшие вследствие, в том числе выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, а также оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем (если такие работы, услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав).
В случае, если заказчик закупает программное обеспечение и при этом контрактом не предусмотрена установка и передача исключительных прав на него, то запрет, предусмотренный ПП РФ № 1875 не применяется.
При закупке товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению N 2 устанавливается ограничение. Коммутатор с кодом ОКПД2 26.30.11.110 включен в позицию 206 Приложения № 2 к ПП РФ № 1875.
Таким образом, полагаем, что при закупке Коммутатора с кодом ОКПД2 26.30.11.110 необходимо установить ограничение, предусмотренное ПП РФ № 1875 (Решение Новосибирского УФАС России от 03.09.2025 N 054/06/93-2288/2025). В отношении услуги по продлению гарантийного обслуживания коммутатора на 36 месяцев с кодом ОКПД2 62.03.12.130 запрет надлежит устанавливать только в случае, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Если права на ПО не передаются, расширение ранее предоставленных права не происходит, то запрет на данные услуги не распространяется.
Если закупка не подпадет под запрет ПП РФ № 1875, то обоснование не применения такого запрета не требуется, что подтверждается практикой контрольных органов (Решение Воронежского УФАС России от 29.05.2025 N 036/06/42-577/2025, Решение Камчатского УФАС России от 20.05.2025 N 041/10/99-212/2025).
Обоснование
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению N 2.
В соответствии с пп. «с» п. 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" для целей настоящего постановления под программным обеспечением, указанным в позиции 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, понимается программное обеспечение и (или) права на него возникшие вследствие:
поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта (договора);
выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Может быть полезно:
Решение Новосибирского УФАС России от 03.09.2025 N 054/06/93-2288/2025:
Цитата: «Объектом данной закупки является поставка коммутаторов. Заказчиком при формировании описания объекта закупки выбрана позиция КТРУ 26.30.11.110-00000041 "Коммутатор", которая соответствует коду ОКПД2 26.30.11.110.
Товар по вышеуказанному коду ОКПД2 включен в перечень приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 1875, в связи с чем заказчик должен был установить в данной закупке ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств».
Решение Воронежского УФАС России от 26.08.2025 по делу N 036/06/42-1163/2025:
Цитата: «В рассматриваемой ситуации Заказчиком закупается оборудование с предустановленным программным обеспечением, при этом условия контракта не предусматривают передачу каких-либо прав на ПО и отсутствуют признаки отдельной поставки программного обеспечения. Таким образом, поскольку закупка предустановленного ПО без передачи прав не подпадает под установленный
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 запрет, довод заявителя признается необоснованным».
Решение Свердловского УФАС России от 11.07.2025 по жалобе N 066/06/105-1954/2025:
Цитата: «Исходя из вышеизложенных положений Постановления N 1875 следует, что под программным обеспечением, в рамках Постановления N 1875, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения.
Таким образом, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка оборудования, запрет, установленный Постановлением N 1875, применяется в случае, если программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта».
Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 25.04.2025 N 086/06/48-776/2025:
Цитата: «Подпунктом "с" пункта 4 Постановления N 1875 установлены специальные положения, в соответствии с которыми под программным обеспечением понимается как программное обеспечение, так и права на него, возникшие вследствие выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, а также оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения. В том числе указано, что такое программное обеспечение подлежит установке или обновлению в результате исполнения контракта.
Постановлением N 1875 установлено, что запрет применяется в отношении программного обеспечения, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на программное обеспечение и прав использования программного обеспечения.
Исходя из системного толкования вышеизложенных норм, в случае если заказчик закупает предустановленное программное обеспечение и при этом контрактом предусмотрена передача исключительных прав на него, в извещении об осуществлении закупки необходимо устанавливать запрет.
Ввиду того, что проектом контракта обжалуемой закупки не предусмотрена передача исключительных прав на предустановленное программное обеспечение, запрет в извещении об осуществлении закупки не установлен».
Готовое решение: Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ
Вопрос: По какому коду ОКОФ учитывается коммутатор? (Консультация эксперта, 2025)
Цитата: «Коммутатор - устройство, предназначенное для соединения нескольких узлов (ПК, телефоны или другие сетевые устройства) в пределах одного или нескольких сегментов сети».