ЭЛКОД: Принят на работу сотрудник из ДНР. Военный билет старого украинского образца. Можно ли считать, что этот сотрудник стоит на воинском учете в РФ?

Принят на работу сотрудник из ДНР. Военный билет старого украинского образца. Можно ли считать, что этот сотрудник стоит на воинском учете в РФ? Нужно ли какие-то дополнительные действия организации предпринять, например, сообщить в военный комиссариат о том, что нет военного билета образца РФ?

Сотрудник, прибывший из Донецкой Народной Республики (ДНР), имеющий военный билет старого украинского образца, не считается автоматически стоящим на воинском учете в Российской Федерации. Военный билет, выданный органами Украины, не является документом, подтверждающим постановку на воинский учет в РФ.

Сотрудник, ставший гражданином РФ, обязан встать на воинский учет в военном комиссариате РФ и получить военный билет российского образца (п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ, Пунктом 34 Положения N 719).

При приеме на работу и увольнении военнообязанного или призывника не позднее 5 дней подайте в военкомат по месту его регистрации сведения о нем (ст. 4 Закона о военной службе, Письмо Минобороны от 06.10.2023 N 207/6/3665).

Не позднее 3 рабочих дней со дня приема на работу человека без военного билета или других документов воинского учета подайте в военкомат сведения о работнике, не состоящем, но обязанном состоять на воинском учете. Форму (Приложение N 10 к Методическим рекомендациям или иная) и порядок подачи сведений уточните в военкомате (ст. 4 Закона о военной службе, Письмо Минтруда от 14.08.2023 N 14-6/В-960).

Работнику, не состоящему на воинском учете, выдайте направление в военкомат. Можно использовать форму, разработанную для ФМС (ст. 4 Закона о военной службе).

 

Обоснование

Сотрудник, прибывший из Донецкой Народной Республики (ДНР), имеющий военный билет старого украинского образца, не считается автоматически стоящим на воинском учете в Российской Федерации. Военный билет, выданный органами  Украины, не является документом, подтверждающим постановку на воинский учет в РФ.

 

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства. Если сотрудник получил российское гражданство, он обязан встать на воинский учет в военном комиссариате по месту регистрации в РФ и получить военный билет российского образца.

 

Организация, принимающая такого сотрудника на работу, не несет прямой обязанности самостоятельно сообщать в военный комиссариат о наличии у работника военного билета иностранного образца. Однако в целях исполнения законодательства о воинском учете работодатель может информировать работника о необходимости обратиться в военный комиссариат для постановки на учет и замены военного билета.

 

Если сотрудник не имеет военного билета российского образца, ему следует обратиться в военный комиссариат по месту жительства для постановки на учет и получения соответствующего документа. Это особенно важно, если сотрудник находится в призывном возрасте или подлежит военной службе по закону.

 

Таким образом:

 

Военный билет старого украинского образца не подтверждает постановку на воинский учет в РФ.

 

Сотрудник, ставший гражданином РФ, обязан встать на воинский учет в военном комиссариате РФ и получить военный билет российского образца (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ).

 

При отсутствии военного билета российского образца сотрудник должен самостоятельно предпринять действия по его получению.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справку взамен военного билета), если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ)).

Таким образом, для военнообязанных предусмотрено представление как военного билета, так и временного удостоверения, выданного взамен военного билета, или справки взамен военного билета (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), п. 32 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция N 700)).

В течение всего календарного года первоначальной постановке на учет, в том числе путем включения соответствующих сведений в реестр воинского учета, подлежат те, кто был обязан явиться в указанные сроки, но не сделал этого, а также (п. 2 ст. 9 Закона N 53-ФЗ; п. 34 Положения N 719):

  • женщины после получения военно-учетной специальности;
  • лица, которые приобрели гражданство РФ;
  • отбывшие наказание в виде лишения свободы.

Вышеуказанным лицам нужно явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет в течение двух недель или подать заявление через Единый портал госуслуг или при наличии технической возможности региональный портал госуслуг (далее - портал госуслуг) в недельный срок со дня наступления соответствующего события (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ).

Также граждане обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме) либо в установленном порядке направить заявление (сообщение) через портал госуслуг в следующих случаях (п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 Закона N 53-ФЗ; пп. "в", "г" п. 50 Положения N 719):

  • при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением установленных случаев, например кроме случаев увольнения в отставку;
  • при переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;
  • при возвращении в РФ после выезда за границу на срок более шести месяцев, так как перед выездом следовало сняться с воинского учета.

 

Постановка на воинский учет по месту работы

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, в частности (пп. "а", "г", "д" п. 30 Положения):

  • проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
  • информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления;
  • выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.

Сведения о принятых на работу гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять, нужно направлять в течение 5 дней, а сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, - в течение 3 рабочих дней. Законодательством РФ предусмотрена возможность направления таких сведений в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также иных государственных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных Законом N 53-ФЗ (абз. 4, 5 п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, пп. "а" п. 32 Положения).

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма 10) (п. 31 Инструкции N 700).

В целях организации воинского учета работодателю стоит разработать соответствующий локальный нормативный акт (ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

 

Обратите внимание! Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

 

Правомерность приема на работу без военного билета

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1 ст. 3 ТК РФ).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.

Кроме того, работник может быть допущен к работе и до оформления трудового договора. Но подписать с таким работником трудовой договор нужно не позднее трех рабочих дней со дня со дня фактического допущения работника к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, правомерен. Данной позиции придерживаются Роструд и Минтруд России (Письма Роструда от 20.12.2023 N ПГ/26681-6-1, Минтруда от 14.08.2023 N 14-6/В-960).

При этом локальный акт, по нашему мнению, может содержать в том числе положения о сроке представления документов, не представленных при трудоустройстве (ст. 8 ТК РФ).

 

Что делать, если при приеме на работу выявили, что работник обязан состоять, но не состоит на воинском учете

Если при приеме на работу выявили, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, направьте в военный комиссариат сведения о таком случае в течение трех рабочих дней. Направить сведения можно через портал госуслуг, а также с помощью иных государственных информационных систем и информационных ресурсов, указанных в Законе о воинской обязанности. Порядок направления устанавливает Правительство РФ. Чтобы уточнить, по какой форме передать необходимые сведения, рекомендуем обратиться в военный комиссариат. Также вручите указанному гражданину направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет согласно абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Закона о воинской обязанности (абз. 5 и 6 п. 1 ст. 4 указанного Закона).

Кроме того, при приеме на работу выдайте двум категориям граждан сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления по форме, установленной Приложением 2 к Положению о воинском учете. Сведения выдайте (пп. "д" п. 30 Положения о воинском учете):

  • гражданам, которые подлежат воинскому учету и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания;
  • гражданам, которые прибыли на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеют регистрации по месту пребывания.

 Вопрос: Иностранный работник стал гражданином РФ. Должен ли работодатель-организация подать сведения о нем в военкомат? Предусмотрена ли ответственность за неподачу сведений? (Консультация эксперта, 2024) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Кандидат на работу является гражданином Российской Федерации, однако военный билет у него украинский. Прием на работу гражданина РФ с предоставлением им военного билета иностранного государства является правомерным или нет? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека