ЭЛКОД: ФНС утвердила Порядок работы своего удостоверяющего центра по выдаче бесплатных квалифицированных ЭП

ФНС утвердила Порядок работы своего удостоверяющего центра по выдаче бесплатных квалифицированных ЭП

Возможности: ознакомиться с порядком создания, выдачи и аннулирования сертификатов квалифицированной ЭП, который начнет действовать с 1 сентября 2021 года.

С  1 января 2022 года юрлица и ИП (кроме ряда лиц, например, кредитных организаций) могут применять квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП), выданную только удостоверяющим центром (далее – УЦ) ФНС России. То есть срок действия КЭП, выпущенных коммерческими УЦ, заканчивается 1 января 2022 года. При этом уже с 1 июля 2021 года юрлица (лица, имеющие право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусы могут обратиться в территориальный налоговый орган по предварительной записи для бесплатного получения квалифицированного сертификата электронной подписи. Подробнее об этом можно узнать в обзоре на нашем сайте.

В связи с этим Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ утвержден Порядок реализации ФНС функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей. Он будет применяться с 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2027 года.

Порядком предусмотрено следующее:

УЦ ФНС будет бесплатно создавать, выдавать, аннулировать и устанавливать срок действия сертификата КЭП, а также вести реестр выданных и аннулированных сертификатов и подтверждать действительность КЭП по обращениям заявителей;

сертификат КЭП можно получить как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе;

установлены причины отказа в создании сертификата КЭП;

УЦ ФНС должен незамедлительно информировать владельца сертификата о выявленных случаях приостановления (прекращения) технической возможности использования ключа ЭП;

создание ключа ЭП и ключа проверки ЭП по запросу заявителя может происходить двумя способами:

1) на рабочем месте заявителя через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС,

2) на рабочем месте оператора УЦ ФНС России в присутствии заявителя.

Процедура создания и выдачи сертификата КЭП подробно описана в Порядке;

плановая смена ключа ЭП проводится в связи с истечением срока его действия (не позднее 10 рабочих дней до даты истечения срока), также прописаны основания и порядок внеплановой смены ключа ЭП;

смена ключа ЭП может проводиться по инициативе его владельца (порядок описан);

 подтверждение действительности ЭП происходит на основании заявления, подаваемого заявителем на бумажном носителе в свою ИФНС, вместе с ним нужно представить документ, подписанный ЭП, действительность которой нужно проверить (алгоритм и сроки прописаны в Порядке);

указано, в каких случаях сертификат КЭП прекращает свое действие (одно из оснований – заявление владельца), в каких аннулируется и как проходят обе процедуры;

любое лицо может бесплатно получить доступ к информации, содержащейся в реестре сертификатов КЭП, включая информацию о прекращении действия квалифицированного сертификата или о его аннулировании.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»