Президиумом ВС РФ 13.12.2023 утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, в котором рассмотрены следующие темы:
– Заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО;
– Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО;
– Ценообразование в области обращения с ТКО;
– Накопление ТКО;
– Ликвидация несанкционированных свалок;
– Территориальные схемы в области обращения с ТКО;
– Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов;
– Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО.
Всего в Обзоре содержится 51 пункт. Приведем некоторые выводы, сделанные ВС РФ:
- Договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
- Договор с региональным оператором по общему правилу считается заключенным в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги.
- В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
- При отсутствии на территории субъекта РФ организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
- Владелец нежилого помещения в МКД вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров при наличии собственного контейнера, установленного на площадке накопления ТКО.
- Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов.