Размер налоговой ставки при исчислении земельного налога зависит от назначения использования земельного участка. Льготная ставка в размере не более 0,3% применяется в отношении участков сельхозназначения, земель для ИЖС и других. Полный перечень видов использования земельных участков для применения льготной ставки поименован в подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. В отношении прочих (не указанных в подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ) земельных участков предельная налоговая ставка установлена в размере 1,5% (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
При том НК РФ не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, а также использование земельного участка в предпринимательской деятельности, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение повышенной налоговой ставки.
В Письме от 01.07.2024 N БС-4-21/7396@ ФНС России сообщает о применении позиции Минфина по вопросу налогообложения земельных участков в случае выявления нарушений требований земельного законодательства.
Так, в рамках спора с участием налоговых органов по делу N А41-62486/2022 Верховный суд РФ признал позицию налогоплательщика относительно применения пониженной ставки земельного налога необоснованной и указал на возможность использования при исчислении налога результатов выездных обследований, проведенных органами муниципального земельного контроля, подтверждающих неиспользование земельных участков для сельхозпроизводства.
Минфин полагает, что в качестве источника сведений, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, а также использование земельного участка в предпринимательской деятельности могут также рассматриваться следующие сведения:
– постановления по делам об административных правонарушениях, выносимые органами, осуществляющими государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль;
– решения судов, вступившие в законную силу;
– представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
– предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
– представления, постановления, предостережения, вынесенные органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора.
Письмо направлено для применения нижестоящими налоговыми органами.
На заметку: на сайте ФНС в целях повышения качества налогового администрирования и сокращения количества налоговых споров предусмотрена возможность обратной связи по вопросу неприменения налоговыми органами указанного Письма.
Ознакомиться с изменениями по земельному налогу и правильно рассчитать налоговые обязательства поможет алгоритм клиентского опыта «Земельный налог в 2024. Считаем без ошибок» на нашем сайте и Путеводитель в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее