Интервью с заместителем начальника отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Москвы Анной Александровной Жидковой по теме единого сельскохозяйственного налога


— Какие новые обязанности появятся у налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) с 1 января 2019 года?

— С 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС). У данной категории налогоплательщиков появится обязанность по уплате налога в бюджет, сдаче декларации по НДС, ведению Книги покупок и Книги продаж, составлению счетов-фактур.

— Предусмотрено ли для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС?

— Да. Согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (здесь и далее в редакции, действующей с 01.01.2019) налогоплательщики ЕСХН имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, только в случае, если ими выполнено одно из следующих условий:

  • переход на уплату ЕСХН и использование права на освобождение от уплаты НДС, предусмотренное статьей 145 Кодекса, реализованы в одном и том же календарном году;
  • за предшествующий год сумма дохода от деятельности по ЕСХН без учета налога не превысила в совокупности определенный размер: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

— Каким образом налогоплательщикам ЕСХН необходимо подтвердить право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС?

— В целях применения освобождения вышеуказанные лица должны представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на такое освобождение, соответствующее письменное уведомление, форма которого утверждается Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 статьи 145 Кодекса).

— Есть ли у таких плательщиков возможность впоследствии отказаться от права на освобождение от уплаты НДС?

— В отличие от прочих налогоплательщиков плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от уплаты НДС, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими (абзац 2 пункта 4 статьи 145 Кодекса).

— При каких обстоятельствах налогоплательщики утрачивают право на освобождение?

— Право на освобождение от уплаты НДС может быть утрачено в следующих случаях:

  • сли в течение налогового периода сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) в рамках ЕСХН, без учета налога превысила размер, установленный абзацем 2 пункта 1 статьи 145 Кодекса на соответствующий год;
  • при реализации подакцизных товаров.

Потеряв право на освобождение от НДС, плательщики ЕСХН не смогут получить его повторно (абзац 2 пункта 5 статьи 145 Кодекса).

— Какие последствия утраты права на освобождение?

— Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абзац 3 пункта 5 статьи 145 Кодекса).

— Как учесть НДС от поставщиков товаров (работ, услуг), уплаченный налогоплательщиком ЕСХН в периоде применения освобождения, после его утраты?

— Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком до утраты права на освобождение в соответствии со статьей 145 Кодекса и использованным им после утраты этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

— С какой целью внесены в Кодекс обсуждаемые изменения?

— Указанные изменения направлены на поэтапное «встраивание» плательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога, которые ранее при приобретении сельскохозяйственной продукции у плательщиков ЕСХН не имели возможности принять НДС к вычету.

— Расскажите, пожалуйста, о положительных моментах для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН и являющихся плательщиками НДС.

— Данные изменения позволят сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения, что будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также дадут возможность проводить техническую и технологическую модернизацию производства, поскольку такие налогоплательщики будут иметь право на вычет НДС, предъявленного при приобретении материально-технических ценностей для производства сельскохозяйственных сырья и продукции.

Еще по этой теме

Справочная информация