Президиумом ВС РФ 13.12.2023 утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, в котором рассмотрены следующие темы:
Заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО;
Споры, связанные с исполнением договора оказания услуг по обращению с ТКО;
Ценообразование в области обращения с ТКО;
Накопление ТКО;
Ликвидация несанкционированных свалок;
Территориальные схемы в области обращения с ТКО;
Оспаривание представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов;
Привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО.
Всего в Обзоре содержится 51 пункт. Приведем некоторые выводы, сделанные ВС РФ:
- Договор о вывозе мусора с территории МКД считается заключенным с региональным оператором с даты выбора управляющей организации или даты заключения договора управления домом (п. 5 Обзора).
- Собственники отходов не вправе применять фактический учет исходя из массы отходов. Они могут выбрать только один из двух расчетных способов (п. 10 Обзора).
- Владелец нежилого помещения в МКД вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из числа и объема контейнеров, если у него есть свой контейнер, установленный на площадке накопления ТКО (п. 13 Обзора).
- Если собственник квартиры постоянно проживает в другом месте, это не освобождает его от оплаты вывоза мусора от дома, где находится квартира (п. 18 Обзора).
- Когда плата за вывоз мусора рассчитывается исходя из общей площади квартиры, а не числа жильцов, это не мешает перерасчету в случае их временного отсутствия (п. 19 Обзора).
- Если из-за снегопада зимой мусоровоз не имеет доступа к месту сбора отходов, это не является форс-мажором и не освобождает регионального оператора от ответственности (п. 20 Обзора).
- Если контейнерная площадка предназначена для накопления отходов нескольких МКД, расходы на ее содержание делятся пропорционально общей площади помещений в каждом доме (п. 26 Обзора).
- Муниципалитеты не могут вводить требования к способам складирования и сбора ТКО, которых нет в федеральном законодательстве (п. 31 Обзора).