ВС РФ признал недействующей норму правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающую условия заключения договоров на вывоз ТКО

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N АКПИ19-128

Гражданин обратился в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим подп. "а" п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354), ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют ч. 3, 4 ст.154 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
Согласно  п. 148(5) рассматриваемых Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "а");
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б").
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую.
В связи с этим ВС РФ в Решении от 29.04.2019 N АКПИ19-128 указал, что Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" установлено:
- региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, то есть он не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
П. 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения).
Определение в оспариваемой норме условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома в договорах на оказание услуг жилых помещений в МКД с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует предмету правового регулирования. В связи с этим подп. "а" п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг признан ВС РФ недействующим.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Подборки

Справочная информация