Гражданин обратился в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим подп. "а" п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354), ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют ч. 3, 4 ст.154 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
Согласно п. 148(5) рассматриваемых Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "а");
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б").
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую.
В связи с этим ВС РФ в Решении от 29.04.2019 N АКПИ19-128 указал, что Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" установлено:
- региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, то есть он не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
П. 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения).
Определение в оспариваемой норме условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома в договорах на оказание услуг жилых помещений в МКД с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует предмету правового регулирования. В связи с этим подп. "а" п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг признан ВС РФ недействующим.
ВС РФ признал недействующей норму правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающую условия заключения договоров на вывоз ТКО
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N АКПИ19-128
Еще по этой теме
ВС РФ разъяснил сроки и особенности расчета индексации присужденных сумм
ВС РФ обобщил судебную практику по вопросам, связанным с индексацией присужденных денежных сумм
ВС РФ привел выводы по спорам между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями
Суд идет! Анализ решений судов за 2024 год по делам, связанным с Федеральным законом №44-ФЗ
Порядок взыскания задолженности по договору строительного подряда
Новости
- Как отпускные, выплаченные в последний рабочий день 2024 года, учитываются в расходах по налогу на прибыль и облагаются ли они НДФЛ и страховыми взносами?
- Компания организовала корпоративное новогоднее мероприятие для работников. Как отразить такие расходы в учете?
- Налог на прибыль и НДС: доработаны нормы НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2025 года
- Разъездная работа за границей: повышен лимит суточных, освобождаемых от НДФЛ и страховых взносов
- Организации, выпускающие оборудование для создания электронной компонентной базы, могут пользоваться дополнительными налоговыми льготами
Мероприятия
- Сложные вопросы налогообложения: подводим итоги 2024 года. Перспективы 2025 года
- Расходы на персонал: учет затрат и риски налоговой экономии
- Налоговая экспертиза «ЭЛКОДА». Изменения в «зарплатных» налогах в 2025 году
- ИП: налоги, взносы и отчетность в 2025 году
- Заработная плата в коммерческой организации в 2025 году. Реформа НДФЛ с 2025 года. Изменения в заработной плате и практические вопросы выплаты пособий