В Письме ФНС от 03.09.2025 N БВ-4-7/8018@ представлен обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во II квартале 2025 года по вопросам налогообложения. В числе прочего, в Обзоре отмечено следующее:
- Освобождение от пени: отмена решения налогового органа вышестоящим органом или судом из-за существенного нарушения срока вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки может служить основанием для освобождения от уплаты пени. Такое нарушение считается существенным, особенно если оно привело к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговой задолженности, включая пени (п.1 Обзора).
- Госпошлина: КС РФ подтвердил конституционность положений, позволяющих судам освобождать от уплаты госпошлины, снижать ее размер или предоставлять отсрочку/рассрочку. Суд подчеркнул, что эти нормы не носят декларативный характер, а предполагают обязанность государства обеспечить право на судебную защиту, особенно в случаях, когда размер госпошлины существенно ограничивает или исключает доступ к суду для граждан и организаций (п.2 Обзора).
- Сроки давности для возврата НДФЛ: срок исковой давности для возврата переплаты начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве. В рассматриваемом споре ИП самостоятельно уплачивая налоги, знал о переплате по НДФЛ, но не предпринял никаких действий по ее возврату или зачету в течение трех лет после прекращения статуса адвоката, и не смог представить уважительных причин для пропуска этого срока (п.4 Обзора).
- Налогообложение субсидий: субсидия на компенсацию убытков, причиненных незаконным изъятием имущества, не образует доход, если установление виновников и (или) предъявление к ним требования о возмещении ущерба существенно затруднено или невозможно, а получатель субсидии не учитывает расходы в силу избранного им режима налогообложения. Иной правовой подход привел бы к изъятию в бюджет части субсидии, т.е. по существу, к обложению налогом убытков налогоплательщика, что противоречит целям предоставления субсидии и общему смыслу налогообложения доходов (п.5 Обзора).
- Земельный налог: применение пониженной ставки земельного налога (0,3%) для ИП требует не только доказательства соответствия земельных участков установленным законодательством категориям, но и фактического использования этих участков по целевому назначению (п.6 Обзора).
На заметку: перспективы грядущих изменений в налоговом администрировании и порядке исчисления основных налогов в 2026 году рассмотрим на семинаре «Налоговая реформа: подводим итоги. Что ждет бухгалтера в 2026 году» 6 ноября 2025 года.
Читайте подробнее