КС РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П признал неконституционным абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в той мере, в какой он позволяет ФНС назначать проверку в течение двух лет после сдачи уточненного уведомления о контролируемых сделках. Речь идет о случае, когда в первоначальном уведомлении есть сведения о такой сделке и проверяющие в решении о проверке не обосновали, что новые сведения в уточненном уведомлении об этой или иных сделках значимые для назначения проверки.
В связи с этим принят Федеральный закон от 26.02.2024 N 39-ФЗ, которым из НК РФ исключено положение о том, что решение о проверке могут вынести не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.
Федеральный закон вступит в силу 26 марта 2024 года.
Таким образом, с учетом внесенных изменений налоговая проверка будет проводиться должностными лицами ФНС на основании решения ее руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки.
В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий (п. 5 ст. 105.17 НК РФ):
– трех календарных лет предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
– пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, – в случае, представления налогоплательщиком заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, по результатам рассмотрения которого ФНС принято решение о проведении проверки в отношении контролируемой сделки, которая являлась предметом рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании.
Принятие решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами будет осуществляться без учета даты получения ФНС уведомления о контролируемых сделках (в том числе уточненного) или извещения ИФНС.
На заметку: согласно действующему законодательству территориальные налоговые органы (ИФНС) не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам. Однако в Письме от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ ФНС России указала, что ИФНС вправе пересмотреть налоговые обязательства плательщика в случае, если у проверяющих будут иметься достоверные доказательства получения таким плательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках осуществления контролируемой сделки (принимая во внимание положения ст. 54.1 НК РФ, а также Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). Подробнее о том, какими полномочиям обладают налоговые органы в рамках проверок контролируемых сделок, рассказано в обзоре на нашем сайте.
Читайте подробнее