Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2025 N 3523-р утверждена Национальная модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которая определяет стратегические ориентиры для улучшения бизнес-среды в РФ. Документ устанавливает поэтапные показатели по отраслям и сферам, включая снижение административных барьеров, оптимизацию процедур и достижение целевых значений по ведению бизнеса в РФ. Также в документе представлен План мероприятий (дорожная карта) по достижению ключевых показателей по направлению «Разрешение споров».
Согласно Информации Минэкономразвития от 09.12.2025 в целях реализации положений Национальной модели Агентством стратегических инициатив разработан комплекс мер, направленный на пересмотр системы урегулирования конфликтов и развития внесудебных процедур. Сообщается, что предлагаемая дорожная карта «Разрешение споров» содержит более 30 реформ, основная цель которых – кардинально снизить нагрузку на суды, удешевить и ускорить урегулирование конфликтов, а также создать современный, ориентированный на бизнес инструментарий.
Ключевые направления реформы:
- Медиация: усиление института через единые стандарты квалификации медиаторов, саморегулирование и придание нотариально удостоверенным соглашениям силы исполнительных документов (цель – рост с 700 до 2 000 нотариально удостоверенных медиативных соглашений ежегодно к 2030 году). Рассматривается вопрос о присоединении России к Сингапурской конвенции о медиации, что упростит признание и исполнение медиативных соглашений на международном уровне, усиливая позиции российского бизнеса.
- Адъюдикация: это оперативное разрешение сложных технических разногласий по контракту с помощью независимого эксперта (адъюдикатора). Планируется, что его заключение будет обязательным для немедленного исполнения, что позволит не останавливать масштабные проекты. Предполагается внедрение в первую очередь в сфере ИТ и строительства – оперативное экспертное разрешение технических споров с обязательным исполнением решений (с правом последующего судебного обжалования). Планируется разработка законодательных предложений для внедрения этой процедуры, включая установление требований к адъюдикаторам и границ судебного контроля.
- Третейское разбирательство: планируется создать эффективные и доступные процедуры получения обеспечительных мер (например, наложение ареста на имущество) в государственных судах в поддержку третейского разбирательства. Это устранит один из главных недостатков арбитража – отсутствие механизмов, позволяющих обеспечить при необходимости в принудительном порядке исполнение обеспечительных мер, принятых третейскими судами. Также будет налажен оперативный электронный обмен документами между постоянно действующими арбитражными учреждениями и судами, что ускорит процедуры содействия и контроля со стороны государства.
- Госарбитраж 2.0: планируется создать условия для реального досудебного урегулирования споров с государством (к 2028 году), ведомственные комиссии, правовые гарантии мировых соглашений. План также включает формирование реальных правовых возможностей для госорганов заключать мировые соглашения, что потребует изменений в бюджетном и административном законодательстве, снятия ряда запретов.
- Исполнительное производство: реформа направлена на повышение результативности работы судебных приставов (увеличение доли успешных взысканий и сокращение сроков исполнения решений). Для этого предлагается перевести в электронный вид продажу арестованного имущества и оцифровать все исполнительные листы.
На заметку: разобраться в действующих механизмах внесудебного разрешения споров помогут материалы СПС КонсультантПлюс:
– Статья: Медиация как альтернативный способ урегулирования споров.
– Проблемы строительного права: сборник статей (выпуск 3).
Читайте подробнее