Верховный суд РФ в Определении от 10.01.2022 N 301-ЭС21-25406 по делу N А11-9818/2020 не поддержал бюджетное учреждение и отказал больнице в пересмотре спора с ТФОМС: нижестоящие суды признали, что использование денежных средств ОМС в части оплаты труда социального работника является их нецелевым использованием, поскольку деятельность социального работника не является медицинской помощью.
Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее ‒ Закон N 326-ФЗ).
П. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
На основании ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает, в частности, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.
В ст. 30 Закона N 326-ФЗ указано, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС (часть 1).
Приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее ‒ Правила N 108н). Все затраты медицинской организации разделены на две группы:
1) расходы, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, услуги (п. 193);
2) расходы, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые в процессе оказания медицинской помощи, услуги (п. 194). В состав первых затрат входят, в частности, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (услуги) (п. 193 Правил N 108н).
В составе затрат, необходимых для функционирования организации, в целом также выделяются расходы на оплату труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (услуги) (п. 195 Правил N 108н).
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 18.06.2020 N 351н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе"» специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД:
‒ 87.10 «Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания»;
‒ 87.30 «Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания»;
‒ 87.90 «Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая»;
‒ 88.10 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам»;
‒ 88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми»;
‒ 88.99 «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки».
Деятельность в сфере здравоохранения имеет код ОКВЭД 86 «Деятельность в области здравоохранения».
На основании вышеизложенного в Определении от 10.01.2022 N 301-ЭС21-25406 по делу N А11-9818/2020 сделан вывод, что социальная помощь не относится к медицинской помощи. Социальные услуги не предусмотрены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, определены разд. 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н, в который должность социального работника не включена.
При таких обстоятельствах с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы ОМС, суд пришел к выводу о неправомерном начислении и выплате социальному работнику заработной платы за счет средств ОМС.
В соответствии с п. 33 Порядка N 928н мероприятия, направленные на восстановление нарушенных вследствие острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) функций нервной системы, проводятся бригадой специалистов отделения, включающей:
‒ врача лечебной физкультуры;
‒ врача по медицинской реабилитации;
‒ врача-физиотерапевта;
‒ логопеда;
‒ инструктора по лечебной физкультуре;
‒ медицинского психолога;
‒ социального работника;
‒ иных специалистов (при наличии медицинских показаний) ‒ с первого дня оказания медицинской помощи в отделении и после выписки больного.
Наличие в штате больницы социального работника обязательно, но функции по уходу за больными напрямую не относятся к медицинской услуге, заработная плата социального работника должна осуществляться за счет средств бюджета субъектов РФ.
Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс