Что делать работодателю, если работник на работе работает «на себя»

Шансов получить возмещение ущерба с сотрудников, которые уводят клиентов, практически нет, поэтому работодатель должен постараться подобные ситуации предотвратить.

Случается, что отдельные сотрудники начинают тайком работать с клиентами напрямую, а деньги за оказанные услуги класть себе в карман. И когда работодатель это обнаруживает, вполне логично, что он хочет получить возмещение нанесенного ему ущерба. Не так давно аналогичное дело дошло до Верховного суда, однако сделанные им выводы для работодателей неутешительны.
Суть дела в том, что сотрудница одной фирмы, оказывающей услуги по подготовке документации для участия в тендерах, в какой-то момент решила, что зарплаты ей не хватает. Она стала подпольно оказывать прежним клиентам компании те же самые услуги напрямую по более низким расценкам. При этом всю "левую" работу женщина делала в свое рабочее время и на своем рабочем месте, используя специальное программное обеспечение, офисную электронную почту, цифровую подпись и корпоративный мобильный телефон.
Добровольно возмещать ущерб, нанесенный фирме, работница отказалась, и тогда работодатель обратился в суд. Примечательно, что первые две судебные инстанции встали на его сторону. Но женщина не сдалась, и подала жалобу в Верховный суд, который дал следующие разъяснения:
- Наличие имущественного ущерба - обязательное условие материальной ответственности. Нет ущерба - нет ответственности. Суммы, не полученные работодателем с "уведенных" клиентов, к прямому действительному ущербу не могут быть отнесены. То есть неполученные доходы, которые работодатель получил бы, если бы его право не было нарушено, с работника взыскать нельзя.
- По закону излишне выплаченную работнику зарплату можно взыскать с него только в определенных ТК РФ случаях. Поэтому решение нижестоящих судов о взыскании с сотрудницы зарплаты за период предоставления "сторонних" услуг неправомерно.
- Суды не должны были удовлетворять требование работодателя о взыскании с женщины суммы оплаты ее звонков и СМС с номера служебного телефона на номера ее клиентов. Ведь тарифный план, подключенный к номеру корпоративного телефона, предусматривал ежемесячную абонентскую плату, то есть количество разговоров и сообщений на сумму оплаты никак не влияло.
Таким образом, шансов получить возмещение ущерба с таких сотрудников, близки к нулю, а значит, работодатель должен стараться предотвращать подобные ситуации с помощью:
- установки видеонаблюдения;
- разделения бизнес-процесса на этапы, в которых будут задействованы разные люди, чтобы сотрудник не способен был в одиночку сделать проект полностью;
- достойная зарплата.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс - клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.

Еще по этой теме

Подборки

Справочная информация