При каких условиях можно учесть расходы на аптечку: отвечает эксперт ФНС

Возможности: затраты работодателя на комплектацию аптечек в соответствии с Приказом Минздрава России N 262н могут быть включены в состав расходов, так как работодатель принимает меры по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ. Риски: если лекарства не перечислены в Приказе Минздрава России N 262н, работодатель должен доказать обоснованность затрат на их приобретение для учета в расходах при расчете налога на прибыль.

На работодателя возложена обязанность по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях работодателем, в частности, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 216.3 ТК РФ).

Перечень медицинских изделий, которыми должна быть укомплектована аптечка, а также требования к ним приведены в Приложении к Приказу Минздрава России от 24.05.2024 N 262н. Организация может по своему желанию дополнить аптечку медикаментами для работников.

В Консультации от 30.09.2025 эксперт ФНС России отвечает на вопрос о возможности учесть в расходах затраты на покупку лекарств, которые не упомянуты в Приложении к Приказу Минздрава России от 24.05.2024 N 262н.

Для признания в расходах при расчете налога на прибыль затраты на лекарства должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Эксперт сообщает, что расходы на комплектацию аптечек в соответствии с Приказом Минздрава России N 262н могут быть включены в состав расходов на основании ст. 264 НК РФ, так как работодатель принимает меры по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ. Аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 15.12.2017 N 03-07-11/84162, от 20.08.2012 N 03-03-06/1/412.

Включение затрат на приобретение лекарств, не перечисленных в Приложении к Приказу Минздрава России от 24.05.2024 N 262н, в состав расходов может быть оценено налоговыми органами в качестве неправомерного ввиду отсутствия обоснованной необходимости.

В то же время эксперт обращает внимание, что работодатель по трудовому законодательству обязан обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Конкретный перечень расходов, направленных на обеспечение нормальных условий труда, законодательно не установлен.

Минфин России признает допустимым включение в состав расходов, например, затрат на покупку увлажнителей воздуха, закупку питьевой воды и установку кулеров, проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, поскольку такие расходы направлены на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (Письма от 02.10.2015 N 03-03-06/56359, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274, от 24.03.2014 N 03-03-06/2/12697).

Таким образом, организация не лишена права обосновать соответствие затрат на приобретение дополнительных лекарственных средств признакам, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в том числе их экономической оправданности, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий труда работников и установленных для таких условий требований охраны труда.

На заметку: затраты на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут быть возмещены за счет средств бюджета СФР (п. 1 Правил финансового обеспечения, ч. 6 ст. 2, ч. 1, 4, 19 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).

Как учесть в целях налогообложения аптечку и медикаменты, приобретенные для работников, рассказано в Консультации СПС КонсультантПлюс.

Учесть максимальное количество расходов без риска наложения штрафов при налоговой проверке поможет алгоритм «Учет расходов при расчете налога на прибыль» на нашем сайте.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека